Что такое крауд-маркетинг и как им пользоваться
Каких только «маркетингов» сейчас нет — от инфлюенс до перфоманс. Если вы уже слышали от знакомого сеошника про крауд-маркетинг, но боялись вдаваться в детали, давайте разберемся в них вместе. Объясняем, что это такое и как выжать максимум пользы для себя.
Как работает крауд-маркетинг
Крауд-маркетинг — это один из способов повышения узнаваемости вашего товара или услуги. С помощью его инструментов вы искусственно раскручиваете количество упоминаний бренда, чаще попадаетесь на глаза целевой аудитории в правильное время и в нужном месте, повышаете качественную ссылочную массу.

Как это работает: вы отбираете площадки, на которых сконцентрирована ваша ЦА. В приоритете сайты, блоги, форумы и сообщества в соцсетях, где нужная аудитория обсуждает проблемы, которые может решить ваше предложение. Затем вы «внедряетесь» на площадку по видом обычного пользователя, общаетесь, предлагаете людям полезные решения и ненавязчиво упоминаете свой продукт.

При идеальном раскладе вы еще и оставляете ссылку, которая потом индексируется поисковой системой и распознается как естественная, повышая SEO показатели сайта. В итоге люди следуют совету, переходят по ссылкам, знакомятся с предложением, изучают его. Конечно, не следует ждать моментальных продаж, но «примелькаться» это поможет, особенно, если вы только вышли на рынок и о вас пока мало знают.

Кто это придумал: крауд-маркетинг пришел к нам с зарубежного рынка, где рекомендации с прямыми ссылками воспринимаются спокойнее. Российская аудитория недолюбливает завуалированную рекламу (как и любую другую), поэтому придется постараться и научиться вживаться в образ обычного пользователя.

Конечно, и до появления этого термина, такой подход существовал, однако теперь всё приобрело более систематизированный и масштабный характер — компании продумывают стратегию крауд-маркетинга, привлекают иногда целые команды специалистов, которые днями штурмуют форумы.
Кому не подойдет крауд-маркетинг
Такое продвижение может принести дополнительную пользу самому разному бизнесу — от небольшого стартапа до известного бренда. Однако есть несколько случаев, в которых возможности ограничены, а затраты времени/сил могут не окупиться.

Итак, кому лучше не окунаться в крауд-маркетинг:

1. Очень локальный бизнес. Если ваш продукт или услуга ориентированы только на жителей небольшого города или даже района, то с крауд-маркетингом могут возникнуть сложности. Во-первых, будет сложно найти достаточное количество активных онлайн-площадок. Как правило, это одно крупное сообщество типа «Подслушано _название города/района_». Если вы будете там постоянно рекомендовать свои услуги, то аудитории это быстро надоест.

2. Редкие товары и услуги. Здесь ситуация похожа на ту, которая складывается у представителей локального бизнеса. Найти активные площадки непросто, незаметно советовать там свой продукт — еще сложнее.

3. Продукт для B2B с высоким ценником. Специфические товары, ориентированные на бизнес-аудиторию, вряд ли будут продаваться с форумов или пабликов Вконтакте. Да, закупщики в таких компаниях тоже люди и сидят в соцсетях, но вряд ли они будут принимать решение о покупке таким образом.

Во всех трех случаях упоминания в тематических сообществах не стоит исключать, однако масштаб здесь будет совсем иной, чем при полноценной крауд-маркетинговой кампании. Вы можете несколько раз в месяц появлятся на каких-то площадках, где общается ваша ЦА, давать о себе знать, это принесет определенный результат, но больших надежд питать не стоит.
Кому доверить исполнение крауд-маркетинговых действий
Итак, после подготовительной части пора перейти к практическим действиям. Вы поняли, что такое крауд-маркетинг, не увидели никаких препятствий, которые бы мешали его реализовать. Что делать дальше — собирать команду, пробовать самому, идти к фрилансеру? Все эти ответы верные, но у каждого есть тонкости.

1. Делать всё самостоятельно. Если вы владелец малого бизнеса, специалист-фрилансер или маркетолог в небольшой компании, то этот вариант может вам подойти. Конечно, все действия в одиночку растягиваются во времени, но если как следует систематизировать процесс и выделять крауд-маркетингу время каждый день, то результаты появятся. Также этот вариант может быть кстати, если вы только начинаете тестировать этот метод продвижения — будет полезно разобраться сначала самому, попробовать разные фишки, а потом уже делегировать.

2. Обратиться к фрилансеру. На сайтах и биржах фриланса можно найти исполнителя, который возьмется за ваши задачи. Плюсом может быть то, что в заявке на поиск можно указать требование — прокаченные аккаунты на нужных площадках и форумах. А если нанять несколько исполнителей, дело пойдет быстрее. Однако будьте готовы вложить время в составление подробного ТЗ и беседу с кандидатами — вы должны убедиться, что перед вами адекватный исполнитель, который понимает, что делать. Доверять крауд-маркетинг людям, которые просто хотят заработать на постинге — сомнительное дело. В лучшем случае исполнитель «запачкает» площадку неаккуратными упоминаниями.

3. Взять исполнителя в штат. Вы также можете обучить сотрудника компании, часть обязанностей которого теперь будут составлять крауд-маркетинговые действия. Этот вариант надежнее, чем работа со случайными людьми на биржах. Своего человека вы можете контролировать и консультировать. Если у вас крупный бизнес и штат работников позволяет дать такие задания нескольким сотрудникам, то вообще замечательно, можно соорудить целую крауд-маркетинговую команду.

4. Заказать работу у агентства. Если вам некогда заниматься обучением сотрудников или нанимать фрилансеров, можно пойти в агентство и заказать работу «под ключ». Из плюсов — гора с ваших плеч. Из минусов — высокий ценник и непредсказуемый результат. Работу в агентстве могут делать всё те же биржевые фрилансеры, а платить за это придется прилично. Если решитесь делегировать агентству, то внимательно изучите кейсы. Менеджер агентства оправдывается тем, что кейсов нет, потому что со всеми подписали NDA? Лучше поискать еще.

5. Доверить работу сервису. Да, на рынке есть даже специальные сервисы, которые обеспечат вам заданное число упоминаний с ссылками. Ценник на их услуги часто бывает даже выше, чем у агентств. Отдельно обсудите с представителем сервиса, как будут составляться комментарии или проходить общение. Не рекомендуем заказывать услуги автоматизированной рассылки, текст которой пишут боты, выглядит это чаще всего не очень естественно. Услугами сервисов можно воспользоваться, если вы хотите нарастить ссылочную массу.
Вот несколько сервисов, которые предлагают услуги крауд-маркетинга:
Как выбрать площадки для крауд-маркетинга
Имеет смысл начать отрабатывать самые теплые площадки, на которых обсуждают темы максимально близкие к вашему товару или услуге. Дальше можно двигаться в сторону более общих тематик, косвенно связанных с вашими предложениями.

Не жалейте времени на подбор и проверку релевантности площадки — это сэкономит гораздо больше часов в будущем, не даст усилиям пропасть. Обязательно обратите внимание на то, насколько живое обсуждение. Если последнее сообщение было несколько месяцев, пытаться раздуть диалог снова вряд ли имеет смысл.

Отлично, если у площадки есть какая-то открытая статистика просмотров и посещений. Также можно посмотреть на ТИЦ сайта — чем он выше, тем полезнее оставленная там ссылка.

Типы площадок
01
Форумы
Кому-то они могут показаться давно отмершим раритетом, но в рунете все еще прекрасно чувствуют себя некоторые форумы, обсуждения там идут вполне активно. Чтобы найти форум по своей тематике, воспользуйтесь оператором inurl:forum. Пример такого запроса в поисковой строке: «интернет-маркетинг inurl:forum».
02
«Вопросники»
Сайты в формате вопрос-ответ достаточно популярны у пользователей, там тоже кипит жизнь. Они удобны еще и тем, что можно самому задать подходящий вопрос, собрать живые ответы других пользователей и дать свой.

Как правило, на таких сайтах есть рубрикаторы тем, где легко найти подходящий раздел. Примеры площадок:

03
Тематические сообщества и страницы в соцсетях
Ищите группы и паблики, в которых обитает ваша целевая аудитория. Можно пользоваться поиском по стене или по открытым темам, чтобы посмотреть, какие близкие вам топики обсуждают участники.
Как общаться с целевой аудиторией, чтобы крауд-маркетинг дал результат
Самая ответственная часть процесса — общение с аудиторией. Давайте разберемся, что нужно учитывать и каких ошибок избегать.
1. Не публикуйте комментарии с «нулевых» аккаунтов
Только что зарегистрированная страничка без аватарки и толкового описания не вызовет доверия у пользователей. Делайте аккаунты заранее, добавляйте живое фото, немного информации о себе, обязательно поучаствуйте в нескольких нейтральных обсуждениях.
2. Пишите правдоподобно
Не стоит заливаться соловьем, описывая преимущества продукта, рассказывать детективные истории о том, как он спас вас от нападения тёмных магов. Текст комментария должен быть максимально естественным. Представьте, что на месте людей в обсуждении ваши друзья, которые просят совета или решения проблемы. Пишите так, как будто общаетесь со знакомыми людьми и подсказываете им хорошие варианты.
3. Давайте пользу
Комментарий должен преимущественно состоять из полезной информации, ответа на запрос, дополнительных советов, которые могут быть и не иметь никакого отношения к вашему продукту.
4. Вписывайте ссылку органично
Не нужно указывать гиперссылку по типу «закажите тут» или «купите прямо сейчас» в трех местах вашего текста. Ссылка — самый щекотливый момент вашей коммуникации в сообществе, будьте очень аккуратны и деликатны. Она должна быть кстати, раскрывать подробности или подаваться в контексте удобства (вы не поленились и нашли за человека, ему не нужно самому гуглить). Многие форумы и сайты запрещают оставлять ссылки, поэтому можете пометить, что лучше написать вам в личку. Как правило, после такого публичного комментария, некоторые участники хотят посмотреть, что же там за «ссылка в личке» и просят выслать им тоже.
5. Упоминайте конкурентов
Для правдоподобности не бойтесь упоминать конкурентов. Конечно, не тех, к которым люди могут проявить больше интереса, чем к вашему предложению. Имеет смысл указывать названия компаний, о которых и так многие знают, а также ссылаться на конкурентов, условия которых по некоторым признакам не подходят ЦА.
Подведем итоги
Итак, давайте резюмируем главное из того, что мы рассказали о крауд-маркетинге:

  • Крауд-маркетинг — способ повысить узнаваемость бренда и продукта с помощью общения на тематических форумах и в сообществах соцсетей.

  • Поможет разным типам бизнеса, однако для слишком узких ниш, локальных проектов и b2b-сферы может быть малоэффективен.

  • Заняться крауд-маркетингом можно как силами собственной команды, так и обратившись в агентство, к фрилансеру или воспользовавшись специальным сервисом.

  • Сервисы для крауд-маркетинга больше заточены под приобретение качественной ссылочной массы. Если вы хотите только повышать узнаваемость и раскручивать сарафанное радио, то лучше общаться вручную.

  • Стоит уделить внимание отбору площадок, на которых вы будете работать с аудиторией. Тратить время на заброшенные форумы нет смысла.

  • Основные площадки для крауд-маркетинговых действий: сайты-вопросники, сообщества в соцсетях и активные форумы.

  • Практикуйтесь в правдоподобных текстах. Не стоит расхваливать свою компанию, думайте о пользе для клиента. Полезная информация и действительно уместные рекомендации — ваша основная валюта.

Переходите к практике
Если агенства и сервисы не для вас — начните создавать крауд-маркетинг на курсе Digital Marketing Diploma. Вы получите навыки для анализа и разработки стратегии крауд-маркетинга, изучите свою целевую аудиторию и разберёте основные принципы работы поисковых систем.
Контакты
  • Москва, Крутицкая 17/7
  • + 7 495 125 33 10
  • info@ihsbm.ru
Читайте наши статьи первыми
© 2008—2019, DBS / IHSBM