Личный бренд в помощь бизнесу: 8 шагов для создания концепции
Читайте наши статьи первыми
Подпишитесь на рассылку от DBS
Запрос на аутентичность и человеческий контакт в социальных сетях привел к популярности личного бренда. Множество компаний и частных специалистов продают свои продукты с его помощью. Личный бренд не имеет «порога вхождения», он давно перестал быть атрибутом только знаменитостей.
Неважно, фрилансер ли вы, который работает без сотрудников, или представитель международной компании, — построить личный бренд может каждый. Делимся 8 шагами, которые помогут это сделать.
1. Ответьте на вопрос «кто я?»
Первый шаг — это самоидентификация. Опишите себя, нарисуйте детализированную картину своей личности. Если вы не очень любите саморефлексию, то этот шаг может вызвать трудности. Часто предприниматели обращают всё внимание на компанию, продукт, заказчиков. Это замечательно, но сейчас самое время внимательно изучить и рассмотреть себя. Выпишите все исходные. Не волнуйтесь: правильных ответов не существует. Ваше видение может меняться в процессе, главное все-таки его сформулировать.
После того, как вы описали себя с собственной точки зрения, обратитесь с этим вопросом к близким. Выбирайте самых откровенных, готовых говорить вам всю правду, а не заваливать комплиментами. На этом этапе вам нужен максимально беспристрастный взгляд.
2. Выделите свои экспертные стороны
После того, как вы составили общую картинку своей личности, переходите к частностям. Важный шаг — определение своей экспертности. В каких темах вы разбираетесь лучше других, что вы умеете и знаете, чем вы можете быть полезны людям? Если у вас уже есть готовый бизнес, то, конечно, экспертность должна перекликаться с его тематикой. Например, представитель бренда одежды может обладать знаниями в сфере дизайна, разбираться в тонкостях стиля, знать толк в качественных тканях или даже уметь шить. Если он умеет готовить или сочинять музыку, это тоже здорово, но второстепенно.
3. Составьте историю вашей жизни
Каждый сильный личный бренд имеет интересную историю жизни, иногда это даже выдуманная легенда. Люди очень любят истории, охотно их слушают и верят. Поэтому так популярны легенды о владельце какой-нибудь миллиардной корпораций, который был бедняком, в 15 лет продал свое первое яблоко, получили за него доллар, вложил этот доллар в бизнес, написал письмо Уинстону Черчиллю... Наверное, вы читали что-нибудь подобное. Конечно, в такие крайности уходить не стоит, сейчас любую информацию гораздо легче проверить, чем во времена почтовых переписок с премьером Британии. Поэтому поищите что-то привлекательное в реальных фактах вашей жизни.
Выбор профессии и направления предпринимательства может быть основной интересной биографии. Как вы решили заниматься этим бизнесом? Как вы оказались там, где вы находитесь сейчас? Может быть, предпосылки были в детстве? А может быть, наоборот, в детстве вы терпеть не могли то, чем занимаетесь сейчас, но потом всё круто поменялось? Такая история будет основой других зарисовок из личного опыта, которыми вы будете иногда делиться в своих постах.
4. Определите основные личные качества
Выпишите все качества, которыми вы обладаете по собственному мнению и на взгляд ваших близких. Они будут одним из основных элементов бренда, повлияют на тональность коммуникации.
Необязательно нести в публичное пространство абсолютно все свои качества, что-то вы можете разумно захотеть скрыть. Выберите 3-4 основных свойства вашего характера.
5. Обозначьте свои ценности
Подумайте и запишите перечень вещей, которые вы считаете самыми главными в бизнесе и личной жизни. Результат тоже существенно повлияет на то, как вы будете строить свой контакт с аудиторией.
Все ваши действия в рамках бренда в будущем обязательно должны быть синхронизированы с ценностями. Нет ничего хуже, чем убеждения и философия жизни, которые декларируются только на бумаге. Люди не доверяют брендам, которые просто красиво говорят о том, как для них важно качество, надежность и экологичность. Поэтому выделите ценностям основное место в стратегии бренда — они будут вашим компасом.
6. Продумайте свой образ
Теперь, когда у вас уже прописан костяк бренда, вы можете подумать о том, как это всё можно отразить в образе. Сюда входит не только «картинка», но и ваш стиль коммуникации — тональность общения, выражения, которые вы выбираете.
Очень важно, чтобы образ был синхронизирован с личностью. Если вы позиционируете себя как надежного семьянина, то кожаная куртка с заклепками и мотоцикл, возможно, будет не лучшим стилистическим решением. Да, есть случаи, когда люди успешно играют на разрыве стереотипов и архетипов — татуированная девушка с цветными волосами строит личный бренд в страховании, публикуя посты с нецензурной лексикой, а пожилой мужчина в кашемировом свитере предлагает сделать вам пирсинг. Но для долгосрочных отношений всё-таки нужна гармония внешнего и внутреннего.
Это не значит, что вы должны полностью вписаться во все существующие стереотипы и слиться с другими. Личный бренд предполагает отличия и изюминку, но не спешите «рвать шаблоны».
7. Решите, в чем ваша уникальность
Подумайте, чем вы будете отличаться от других экспертов вашей отрасли. Определите УТП (уникальное торговое предложение) — что вы можете предложить аудитории, почему она должна следить именно за вами?
Совсем необязательно стараться удивить всех чем-то супер-оригинальным. Если в вашей сфере идет «конкурс оригинальности» и люди соревнуются друг с другом, кто будет ярче, смешнее пошутит или вытворит что-то максимально эпатажное, вы вполне можете выделиться именно за счет собственной серьезности, спокойствия и простоты. На фоне людей в оранжевых плащах выделяется не тот, у кого плащ самый оранжевый, а тот, кто одет в бежевое пальто.
8. Всесторонне изучите целевую аудиторию
Какой бы прекрасный личный бренд вы бы ни прописали, «оживет» он только при взаимодействии с аудиторией. И очень важно, чтобы все элементы бренда резонировали с людьми, которых вы хотите привлечь. Для этого нужно тщательно изучить, кто же они такие, какой у них доход, образование, семейное положение, что они любят, а что терпеть не могут.
Не повторяйте распространенную ошибку — не останавливайтесь только на демографии и уровне заработка. Эти показатели могут сказать о многом, но они не всегда определяют образ мыслей и жизни человека. Копайте глубже — говорите со своей целевой аудиторией, посещайте популярные у них онлайн и офлайн площадки. Вы должны знать об этих людях очень много, чтобы найти с ними общий язык и тронуть их своей личностью.